Питание

Плата за питание в учреждении дошкольного образования

Плата за питание детей в детском саду взимается в размере 100 % от действующих денежных норм расходов на питание. Такие нормы утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013 № 317 "О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования" в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения. 

23 августа 2023 г. Совет Министров Республики Беларусь принял Постановление №555, которым предусмотрено изменение норм расходов на питание отдельных категорий обучающихся в учреждениях образования.

На питание обучающихся в детских садах, дошкольных центрах развития ребенка, специальных детских садах, учреждениях общего среднего и высшего образования при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, специальных школах и специальных школах-интернатах при освоении содержания образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования.Так, в день на одного обучающегося в возрасте:

  • от 1 года до 3 лет предусмотрена норма расхода денежных средств на питание в размере 3,59 рублей при 10,5-часовой продолжительности пребывания в учреждении образования;
  • от 3 до 7 лет – 4,71 рублей.


Источник: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2023/august/75190/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

ВАЖНО!
Уважаемые родители!

Произвести оплату за питание в детском саду можно: через АИС ЕРИП (инфокиоск, банкомат, интернет-банкинг и др.) через банк.

Во избежании различных неприятных ситуаций, при любом варианте оплаты, обязательно распечатайте и сохраните чек об оплате, чтобы в любой момент можно было подтвердить факт оплаты.

При первой оплате за питание воспитанника родители не смогут произвести оплату через АИС ЕРИП (инфокиоск, банкомат, интернет-банкинг и др.). Оплату можно произвести только через оператора банка, т.к. фамилия, табельный номер и сумма к оплате не будет найдена в базе данных ЕРИПа. При оплате по квитанции обязательно сообщите оператору банка, что оплата производится как вновь поступившего ребёнка в дошкольное учреждение.

Оплата за питание в детском саду производится не ранее 10-го числа после выставления базы за текущий месяц. Все оплаты, проведённые ранее указанного срока, относятся к базе прошедшего месяца и не будут соответствовать действительности.

Оплата за питание в детском саду производится до 25 числа текущего месяца. 

При оплате за питания воспитанников, пожалуйста, обращайте внимание и проверяйте после оплаты наименование организации, расчётные реквизиты, расчётный счёт управления образования. 

Родители обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников детского сада о предстоящем отсутствии ребенка (пункт 7 Положения о порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.02.2008 № 307)

Льготы: Плата за питание детей в детских садах: (пункт 1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.02.2008 № 307 "О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования")

снижается на 30 % для семей с 2-мя детьми, посещающими детский сад.

снижается на 50 % для:

-семей с 3-мя и более детьми до 18 лет;

-семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в:

зоне последующего отселения;

зоне с правом на отселение;

зоне проживания с периодическим радиационным контролем;

-опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков)

не взимается с:

-родителей детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека; -членов семей: (подпункты 12.2 и 12.3 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан")  

-военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;   

-военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

Для получения льготы необходимо представить следующие документы:

-удостоверение многодетной семьи - для семей с 3-мя и более детьми до 18 лет;

-справку о том, что гражданин является обучающимся - для семей с 2-мя детьми, посещающими детский сад;

-справку о месте жительства и составе семьи - для семей с 3-мя и более детьми до 18 лет, а так же семей с 2-мя детьми, посещающими детский сад;

-справку о месте жительства - для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения;

-удостоверение инвалида - для детей-инвалидов;

-выписку из медицинских документов - для детей с онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;

-удостоверение на право представления интересов подопечного - для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков);

-удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы - для членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан".

Решение о предоставлении льгот принимается в течение 5 дней со дня подачи заявления.

Справки на предоставления льгот должны обновляться ЕЖЕГОДНО на начало учебного года.

свернуть

Питание в учреждении дошкольного образования

Для обеспечения рационального и сбалансированного питания в учреждении дошкольного образования учитываются следующие принципы:

  • адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энерготратам организма. Пища, которую получают дети, должна возмещать энергетические затраты организма, обладать высокой биологической ценностью для обеспечения роста и развития детского организма.
  • сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам (белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества). Должны соблюдаться достаточно строгие взаимоотношения между многочисленными незаменимыми факторами питания, каждому из которых принадлежит строго определенная специфическая роль в обмене веществ.
  • максимальное разнообразие рациона, за счет включения в рацион широкого ассортимента продуктов и различных приемов их кулинарной обработки.
  • оптимальный режим питания, соответствующий возрасту детей
  • адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
  • учет индивидуальных особенностей детей (в т.ч. непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).
  • обеспечение безопасности питания, включающее соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию пищеблока, качеству поставляемых продуктов, их транспортировке и хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Для анализа организации питания в дошкольном учреждении используютсяследующие формы и методы:

  1. Наблюдение за организацией питания в группах.
  2. Беседы с детьми, педагогами.
  3. Контроль ведения документации и лиц, ответственных за организацию питания.
  4. Работа с родителями: анкетирование родителей, консультации, оформление наглядной агитации.
  5. Контроль оснащения пищеблока (состояние технологического оборудования, обеспечение необходимым инвентарем, моющими дезинфицирующими средствами).

Процесс организации питания основывался на нормативных и методических документах, регламентирующих организацию питания. Основными документами являются Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденные Министерством здравоохранения Республики Беларусь 25 января 2013г. № 8 (главы 10, 11), Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 07.08.2019   № 525 (раздел IV).

В учреждении дошкольного образования организовано трехразовое питание на основе примерного десятидневного меню.

В детском саду имеется картотека технологических карт. Для информации родителей о питании на текущий день ежедневно вывешивается меню, заверенное заведующим и подписанное старшей медицинской сестрой, с указанием норм каждого блюда и рекомендациями на вечерний прием пищи в домашних условиях.

Для помощников воспитателей на пищеблоке вывешен график выдачи готовой продукции,

Медицинская сестра аккуратно ведет всю необходимую документацию, составляет меню-требование на фактическое количество воспитанников.

В дошкольном учреждении изданы приказы «Об организации питания», «О создании бракеражной комиссии», которые доведены до сведения ответственным лицам за организацию питания. Разработана программа производственного контроля за организацией питания. Ответственные лица, за организацию питания систематически следят за закладкой продуктов питания, за порционированием блюд на группах, за санитарным состоянием пищеблока, за качеством продуктов питания, доставляемых на склад.

Медсестра следит за своевременностью прохождения медосмотров сотрудниками.

В помещении пищеблока условия труда работников соответствуют требованиям действующих нормативных документов в области гигиены труда. На пищеблоке учреждения дошкольного образования созданы необходимые условия для соблюдения правил личной гигиены персонала работники пищеблока снабжены моющими и дезинфицирующими средствами, спецодеждой, необходимой посудой.

На пищеблоке имеется необходимое технологическое оборудования для процесса приготовления детского питания. В отдельно-выделенных цехах обработка продуктов питания, поступающих на пищеблок, осуществляется с учетом поточности и не соприкосновения сырой и готовой продукции. На пищеблоке имеются инструкции: по охране труда и технике безопасности при эксплуатации электрооборудования. Сотрудники пищеблока систематически проходят инструктаж по охране труда и технике безопасности на рабочем месте с заполнением журнала регистрации инструктажа. В наличии медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми для оказания первой медицинской помощи медикаментами и перевязочными материалами, а также противоожоговыми средствами.

Кухонная посуда, разделочные доски, ножи имеют маркировку в соответствии с СанПиНом. Рабочие поверхности производственных столов плотно прилегают к основе стола, ровные, без швов, трещин и выбоин. Стеллажи для хранения кухонной посуды прочные, устойчивые. Ножи имеют гладкие, без заусенцев, удобные и прочно насаженные деревянные рукоятки. В моечном отделении вывешена инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов, применяемых моющих и дезинфицирующих средств.

В складском помещении соблюдаются требования к хранению продуктов, в наличии контейнеры, стеллажи, поддоны. Для хранения скоропортящихся продуктов в полном объеме имеется холодильное оборудование. Кладовщик ежедневно ведет журнал контроля температурного режима холодильников. При хранении продуктов питания соблюдается товарное соседство. Продукты питания поставляются в детский сад согласно поданных заявок, на основе заключенных договоров и контрактов. Кладовщик ведет всю необходимую документацию по организации питания: «Журнал бракеража сырой продукции», «Книгу складского учета». Продукты принимаются на склад с обязательным набором сопроводительных документов: накладная, счет-фактура, сертификат качества и ветеринарная справка. При отсутствии, какого-либо документа продукты на склад не принимаются. Все продукты тщательно осматриваются ответственными за организацию питания.

В учреждении дошкольного образования создана благоприятная эмоциональная обстановка во время приема пищи. Дети обеспечены соответствующей посудой. Выдача пищи производится согласно графику, прием пищи организуется в соответствии с расписанием жизнедеятельности детей. Воспитатели осуществляют руководство питанием детей: следят за осанкой, поведением за столом, сообщают названия блюд, обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, докармливают детей, осуществляют индивидуальный подход. Воспитателями дошкольного образования ведется активная пропаганда здорового питания среди родителей и воспитанников. 

 

Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Н.В.Мурашко

свернуть

Правильное питание - залог здоровья дошкольника (рекомендации родителям)

Среди множества разнообразных факторов, постоянно действующих на развитие детского организма и его здоровье, важнейшая роль принадлежит питанию. Характер питания в раннем детстве накладывает отпечаток и влияет на дальнейшее развитие ребенка и его состояние здоровья не только в детско-подростковом возрасте, но и во взрослой жизни.

Что понимается под правильным питанием и каким оно должно быть для ребенка дошкольного возраста?

Правильное, или рациональное питание – это такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний. Одним словом, правильное питание – это здоровое питание.

Питание ребенка дошкольного возраста должно быть:

Во-первых, полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду.

Во-вторых, разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения. Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище.

В-третьих, доброкачественным - не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов. Пища должна быть не только вкусной, но и безопасной.

В-четвертых, достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости. Получаемое дошкольником питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.

Характеристика основных компонентов пищи.

Белки – занимают особое значение, так как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами.

Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но и влияет на функцию головного мозга и работу иммунной системы организма. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

Жиры – это источник энергии, принимают участие в обмене веществ, способствуют выработке иммунитета. Источники жиров - масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др.

Углеводы – основной источник энергии, способствует усвоению в организме белков и жиров. Содержатся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах. Они быстро усваиваются в организме и обеспечивают поддержание сахара в крови. Сложные углеводы содержатся в муке, картофеле, овощах в виде крахмала.

Избыточное же количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ.

Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут происходить жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды.

Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.

Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы, или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов. Наибольшее количество микроэлементов и минеральных веществ содержится в следующих продуктах:

- кальций и фосфор - в молоке и кисломолочных продуктах, рыбе, яйцах, бобовых;

- магний - в различных злаковых (хлеб, крупы, бобовые);

- железо – в печени (свиная и говяжья), овсяной крупе, персиках, яичном желтке, рыбе, яблоках, зелени, изюме.

Витамины - в суточном рационе должно быть достаточное количество всех витаминов. Витамины необходимы для нормального течения биохимических реакций в организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей. Овощи, фрукты, ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. Однако в процессе кулинарной обработки эти вещества в значительной мере утрачиваются. Поэтому детям следует давать больше овощей, фруктов и ягод в сыром виде и обогащать витаминами готовые блюда, добавляя в них сырые соки и зелень.

Организация питания, рацион, режим и примерное меню.

В соответствии с принципами организации питания детей дошкольного возраста, рацион должен включать все основные группы продуктов.

Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

Молоко и молочные продукты занимают особое место в детском питании. Это богатый источник легкоусвояемого белка, кальция, фосфора и витамина В2.

Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества, как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.

Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.

Всего в день ребенок 4-6 лет должен получать: белков и жиров около 70 г, углеводов около 280 г, кальция 900 мг, фосфора 1350 мг, магния 200 мг, железа 12 мг, цинка 10 мг, йода 0,08 мг, витамина «С» 50 мг. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 3,5-4 часов.

Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%.

Завтрак

ребенку необходимо давать каши, яичные или творожные блюда, мясо, рыбу, чай или кофейный напиток с молоком, хлеб с маслом, сыром.

Обед

должен содержать овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и десерт в виде киселя, компота, напитка, свежих фруктов или ягод, фруктового пюре.

Полдник

ребенок должен выпивать стакан молока, кефира или простокваши, съедать печенье, ватрушку или булочку, фрукты.

Ужин

лучше давать овощные или крупяные блюда в зависимости от завтрака; мясные и рыбные блюда, особенно в жареном виде, давать не следует.

В то же время некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты

Из напитков предпочтительнее употреблять чай некрепкий с молоком, кофейный напиток с молоком, соки, отвар шиповника. Необходимо исключить любые газированные напитки из рациона дошкольников. В качестве сладостей рекомендуется пастила, зефир, мармелад, мед, джем, варенье.

Результаты оценки качества питания детей дошкольного возраста и блиц-опросы родителей показывают, что многие дети недополучают в своем ежедневном рационе йодированную соль, молоко и кисломолочные продукты, рыбу и рыбные продукты, мясо и мясные продукты. Зато ежедневное потребление кондитерских и хлебобулочных изделий составляет 80% от общего рациона.

Часто дети предпочитают вместо каши есть пиццу, чипсы; вместо горячих блюд из мяса и рыбы – сосиски, колбасы. Дети не желают есть то, что полезно и необходимо для их здоровья, а родители нередко потакают им в этом и не всегда заботятся об организации правильного и рационального питания своих малышей в домашних условиях.

Рекомендации родителям по питанию детей от 1 года до 4 лет.

Правильное питание дошкольника целиком и полностью зависит от родителей.

Прежде всего необходимо знать и помнить, что питание ребенка дошкольного возраста должно заметно отличаться от рациона родителей.

Нежелательна термическая обработка продуктов путем жарения, лучше готовить блюда на пару или запекать.

Ежедневное меню дошкольника не должно содержать блюда, сходные по своему составу. Например, если на завтрак предлагается каша, то на ужин лучше дать овощное блюдо.

Если Ваш ребенок посещает детский сад, где получает три-четыре раза в день необходимое по возрасту питание, то домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью родители, ознакомившись с меню, дома должны дать малышу именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада.

Когда малышу исполнилось 3 года, самое время начинать учить его правильному поведению за столом.

  • Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Уметь правильно пользоваться ложкой.
  • Пользуясь столовым ножом, держать его в правой руке, а вилку - в левой. Взрослые должны приучить ребенка не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий.
  • Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.
  • Принимать пищу в спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам!). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом - это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит.
  • Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.
  • Малыш должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.

Помните! Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых.

Соблюдение перечисленных рекомендаций будет способствовать тому, чтобы Ваш ребенок вырос здоровым.

 

Подготовил: медсестра Д.П.Кремень

 

Источники:

1. Руководство № 11-14-1-2000 «Детские дошкольные учреждения. Организация рационального питания детей в детских дошкольных учреждениях». – Минск: МЗ РБ, 2000 – 53с.

2. Болдина, Н.А. Гигиеническая оценка питания в учреждениях для детей и подростков: учебно-методическая разработка / Н.А. Болдина. – Мн.: МГМИ, 1999 – 14с.

3. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Требования к питанию населения: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Беларусь», утв. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 ноября 2012 № 180.

свернуть

10 советов для развития полезных привычек питания у детей

Не всегда просто научить детей соблюдать правила здорового и сбалансированного питания. 

Для Вас родители 10 советов, которые помогут детям развить полезные привычки питания с самого раннего возраста.

1. Обязательно завтракайте

Завтрак, даже если он состоит всего из одного банана и стакана молока, пробуждает организм с самого утра и позволяет сохранять бодрость и энергию в течение всего дня. Если вы сумеете с ранних лет привить детям привычку хорошо завтракать, то они будут придерживаться ее по мере взросления

2. Для легкого перекуса выбирайте здоровую и полезную пищу

Очень легко утолить голод чипсами или печеньем, однако подобные продукты бедны питательными веществами и при этом содержат большое количество калорий. Для легкого перекуса гораздо лучше выбрать такую здоровую пищу, как фрукты, несоленые орешки или неподслащенный йогурт.

3. Пейте воду

В качестве напитка при приеме пищи выбирайте воду, а сок и различные сладкие напитки используйте реже. Хотя сок и содержит много ценных микронутриентов и питательных веществ, а также дает заряд энергии активно растущему детскому организму, тем не менее, для утоления жажды, в первую очередь, следует использовать именно воду, а не те или иные напитки с высоким содержанием сахара.

4. Выращивайте собственные овощи и зелень 

Выращивание овощей и зелени в домашних условиях - увлекательный способ рассказать детям о том, откуда берется еда. Это также поможет приучить детей придерживаться более разнообразного и здорового рациона. Дети намного охотнее и с гораздо большим удовольствием будут есть, например, морковь или капусту, если они сами принимали участие в выращивании и сборе этих овощей. Если у вас нет собственного сада или огорода, то вам вполне подойдут специальные ящики для выращивания тех или иных растений на окне.

5. Ешьте вместе, всей семьей 

Порой из-за нехватки времени нам приходится перекусывать буквально «на бегу». Не следует превращать это в привычку, ведь, глядя на нас, дети тоже начинают нарушать режим питания. Даже если вы очень заняты, старайтесь найти время для семейной трапезы за общим столом. Совместные обеды, завтраки и ужины помогут сформировать у ребенка привычку питаться правильно. К тому же – это прекрасная возможность для всех членов семьи пообщаться.

6. Приготовление пищи должно доставлять радость и удовольствие 

Дети с гораздо большей вероятностью будут придерживаться принципов правильного и здорового питания, если они будут знать, каким образом готовится пища. Не бойтесь давать детям больше инициативы: им доставит огромное удовольствие, если Вы дадите им фартуки и позволите помочь Вам в приготовлении еды или в работе на кухне. Когда дети подрастут и многому научатся, разрешите им самим приготовить ужин или завтрак для всей семьи. Если же мысль о присутствии детей на кухне приводит вас в смятение, сводите их на кулинарные занятия в период школьных каникул.

7. Не спешите во время еды 

Неторопливый прием пищи – залог эффективного контроля за весом в любом возрасте. Более того, это превосходный способ объяснить ребенку, что для появления чувства насыщения необходимо около 20 минут. За это время соответствующий сигнал об отсутствии голода и ощущении сытости дойдет от их желудка до мозга. Как бы нам, взрослым, ни хотелось сэкономить время и сделать так, чтобы наши дети кушали в течение нескольких минут, а не часов - все же гораздо важнее научить ребенка не спешить при приеме пищи и тщательно пережевывать еду.

8. Разнообразие и креативность – прежде всего!

Все яркие и красивые цвета, свойственные овощам и фруктам, обеспечиваются содержащимися в их составе натуральными химическими элементами, которые необходимы для нашего организма. Цвета и оттенки свидетельствуют о различных полезных свойствах растительных продуктов. Для того чтобы наш организм получил все необходимое, важно питаться разнообразно, ежедневно включая в рацион разные овощи и фрукты. Приготовьте детям салат, состоящий из разноцветных фруктов и ягод, или же красиво нарежьте овощи кусочками необычной формы, чтобы блюдо выглядело еще более аппетитным и привлекательным.

9. Научите детей вовремя останавливаться

Ребенок рождается со способностью самостоятельно прекращать прием пищи, когда он уже сыт. Тем не менее, для многих родителей зачастую трудно понять, съели ли их дети достаточное количество здоровой и необходимой пищи. Обучение детей способности прислушиваться к своим ощущениям важно. Это развивает у них способность вовремя распознать насыщение. Для этого задавайте детям следующие вопросы о количестве и качестве еды: «Полон ли твой животик?» и «Не заболит ли он, если ты съешь еще печенья?».

10. Не сдавайтесь!

Большинству малышей и маленьких детей требуется попробовать что-нибудь новое от 7 до 10 раз, прежде чем им это по-настоящему понравится. Так что не стоит бояться предлагать детям те или иные новые продукты несколько раз. Расскажите ребенку о том, чем полезен новый продукт или блюдо, как он поможет ребенку быстрее вырасти, стать сильнее и т.д. Возьмите ребенка с собой в магазин и разрешите ему самостоятельно выбрать какой-нибудь новый полезный и здоровый продукт, чтобы приготовить его дома с тем, что ему уже привычно и нравится.

 

Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Н.В.Мурашко

свернуть