Правовой ликбез

Остановим насилие в семье!

Насилие в семье - куда обращаться?

Если Вы, Ваш близкий или коллега попали в трудную жизненную ситуацию обращайтесь за помощью к специалистам! Оказание психологической помощи может осуществляться анонимно по ТЕЛЕФОНАМ 8 (0174) 23-42-66, 170.

ВЫ можете КРУГЛОСУТОЧНО обратиться за получением услуги временного приюта (размещение в "кризисной комнате"). Обращайтесь по телефонам +375 44 498-14-19 (А1) или 102.

КРУГЛОСУТОЧНАЯ БЕСПЛАТНАЯ «горячая линия» по вопросу о консультировании пострадавших от домашнего насилия +375 (17) 311-00-99 (стационарный телефон),

+375 (29) 101-73-73 (А1), +375 (29) 899-04-01 (МТС), с возможностью обращения через мессенджеры Viber, Telegram, WhatsApp).

Детская линия помощи для несовершеннолетних: 8-801-100-16-11

Присоединяйтесь к группе Вконтакте "Всегда есть выход"

ГУ «Солигорский районный территориальный центр социального обслуживания населения» оказывает услугу временного приюта.

Для жертв торговли людьми, лиц, пострадавших от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционирует «КРИЗИСНАЯ КОМНАТА».

«Кризисная комната» - специально оборудованное отдельное помещение. Услуга временного приюта предоставляется круглосуточно и бесплатно, гражданам старше 18 лет и семьям с детьми, независимо от места регистрации (места жительства).

Информация о видах домашнего насилия и план действий в ситуации насилия размещены на сайте Солигорского районного исполнительного комитета (http://soligorsk.gov.by) в разделе: «Социальная сфера - Социальная защита населения - Профилактика насилия в семье».

Если беда случилась с Вами в вечернее или ночное время, в выходной день, просим обращаться за помощью в милицию по телефонам - 102, 80174 28-22-02. Сотрудники милиции, совместно со специалистом центра заселят Вас и Ваших детей в «кризисную комнату». Вам будет предоставлено временное проживание, бесплатно оказана психологическая, юридическая и другие виды социальной помощи и поддержки.

ТАКЖЕ ВАМ ПОМОГУТ:

Психологи УЗ «Солигорская ЦРБ» – 80174 26-12-53

ГУО «Социально-педагогический центр Солигорского района» окажет психологическую помощь несовершеннолетним - 80174 23-45-90

КРУГЛОСУТОЧНАЯ бесплатная психологическая помощь

8017 270-24-01 (городской телефон)

8029 899-04-01 Телеграм (Telegram), Вайбер (Viber), Ватсап (WhatsApp)

свернуть

Получение детьми и подростками на анонимной и бесплатной основе экстренной психологической помощи

Государственная поддержка семьи в Республике Беларусь

В Республике Беларусь поддержка семьи является национальным приоритетом. Семья выступает важнейшим источником формирования и развития личности, воспроизводства человеческого капитала, накопления и передачи традиций, духовных и нравственных ценностей.
Для поддержки семей с детьми реализуется комплекс мер с особым акцентом на многодетные семьи:
-выплата пособий в связи с рождением и воспитанием детей;
-предоставление семейного капитала многодетным семьям;
-социальное обслуживание семей с детьми;
-государственная поддержка при строительстве (реконструкции) жилья;
-обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни и другие виды государственной адресной социальной помощи;
-гарантии в сфере образования, здравоохранения, пенсионного, трудового, налогового и жилищного законодательства.

Брошюра «Государственные гарантии и льготы семьям, воспитывающим детей, в Республике Беларусь»

свернуть

Популяризация приемного родительства

РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЖИТЬ В СЕМЬЕ!!!

В настоящее время приоритетным направлением государственной политики Республики Беларусь в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является развитие и поддержание семейных форм их жизнеустройства.

На ряду с опекунской формой устройства развиваются такие формы как приемная семья и детский дом семейного типа.

На сегодняшний день в Солигорском районе насчитывается 179 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории района функционируют 2 детских дома семейного типа и 20 приемных семей, которые воспитывают детей.

Но, к сожалению, количество детей, которые нуждаются в семье, увеличивается. Нам нужны родители для этих детей.

Приемные родители, родители-воспитатели являются работниками управления по образованию. За свой труд по воспитанию детей они получает заработную платуи имеет все социальные гарантии от государства: трудовой стаж, длительный трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней, выплаты на оздоровление.

 Так же на содержание каждого ребенкаежемесячно выплачиваются пособия.

Специалисты, сопровождающие замещающие семьи, оказывают необходимую им социально педагогическую и психологическую помощь.

Граждане, изъявившие желание принять ребенка на воспитание в свою семью, могут обратится в управление по образованию Солигорского райисполкома лично либо по телефонам: 23-78-00,23-78-01.

У Вас есть желание подарить родительскую ласку и любовь детям, лишенным

родительской заботы?!

Мы приглашаем Вас работать приемным  родителем

или родителем-воспитателем!!!

Приемные родители, родители-воспитатели

являются работниками

управления по образованию.

За воспитание детей им выплачивается

достойная заработная плата.

Работники  имеют все социальные гарантии:

трудовой стаж, длительный трудовой отпуск,

выплаты на оздоровление в период отпуска.

Так же на содержание каждого ребенка ежемесячно выплачиваются пособия.

 

За подробной информацией обращайтесь:

Управление по образованию                       ГУО «Социально-педагогический

Солигорского райисполкома                       центр Солигорского района»

  Ул. Козлова, 35 г. Солигорск                       Ул. Л.Комсомола, 14А г. Солигорск

  Тел.: 23-78-00                                               Тел.: 23-45-58

свернуть

Региональная карта помощи несовершеннолетним, пострадавшим от преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности Солигорского района

 

Наименование Место расположения График работы Номера телефонов
Обеспечение защиты
Отдел внутренних дел Солигорского райисполкома
г. Солигорск,
ул. Козлова, 64
Круглосуточно
102
Медицинская, психотерапевтическая помощь
УЗ «Солигорская центральная районная больница» г. Солигорск, ул. Коржа, 1
Круглосуточно
 
 
Пн.-пт. 8.00 - 17.00
 
 
Сб. 8.00 - 15.00

103 - неотложная медицинская помощь

90-01-05 - регистратура поликлиники № 1

24-57-37 - регистратура поликлиники № 2

   
Пн., ср., чт.
08.00 - 18.00
Вт. 11.45 - 18.00
Врач-психиатр детский
   
Пн. 13.00 - 19.00
Вт.-пт. 8.00 - 14.00
23-36-38, 26-25-41 -
психолог 
 
г. Солигорск, ул. Молодежная, 5а
 
г. Солигорск, ул. Лесная, 1
Пн.-пт. 8.00 - 17.00
26-37-14 - телефон доверия
ПНД
26-37-14 -
центр дружественный подросткам "Маяк"
Предоставление временных мест пребывания, психологическая помощь
ГУ «Солигорский районный территориальный центр социального обслуживания населения»
г. Солигорск,
ул. Козлова, 8
Круглосуточно
+37544- 4981419 -
психолог «кризисной комнаты»
 
 
Пн.-пт. 8.30 - 17.30
107 - Солигорская районная психологическая служба
ГУО «Социально-педагогический центр Солигорского района»
г. Солигорск,
ул. Л.Комсомола, 14а
Пн.-пт. 8.00 - 17.00
 
Ежедневно 7.00 - 21.00
23-45-58 - линия доверия 
«Мы вместе в ответе за наших детей»
 
 
Круглосуточно
Детский социальный приют
 
 
Пн.-пт. 8.00 - 17.00
23-49-90 -
педагоги-психологи
Содействие в трудоустройстве
Управление по труду, занятости и социальной защите Солигорского райисполкома
г. Солигорск,
ул. Ленина, 15

Пн.-пт. 8.00 - 17.30

 

с23-74 64

 

свернуть

Региональная карта помощи Минской области «Безопасность детей – забота взрослых»

БУКЛЕТ РЕГИОНАЛЬНАЯ КАРТА (2).pdf

Региональная карта Минской области.pdf

 

Региональная карта помощи несовершеннолетним,
пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации Минской области

свернуть

Профилактика насилия в семье

ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

Что понимается под насилием в семье?

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания. К категории административных правонарушений, совершенных «в сфере семейно-бытовых отношений», могут быть отнесены следующие:

• умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1 КоАП);

• оскорбление (статья 9.3 КоАП);

• мелкое хулиганство (статья 17.1 КоАП).

Причины насилия в семье

Внешние причины – это те причины, которые зависят не столько от решений или поступков конкретного человека, сколько от сопутствующих явлений:

• распространение в обществе деструктивного поведения (в т. ч. алкоголизма, наркомании);

• стереотипы, так прочно укоренившиеся в нашем обществе – «Бьет – значит, любит!», «Бьют всех», «Стерпится — слюбится» и т. д.;

• влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия;

• убеждения некоторых религиозных течений, в том числе сект, где принято считать насилие обыденным явлением;

• традиционный взгляд на положение женщин, мужчин и детей, в котором подчеркивается, что мужчина – абсолютный глава семьи, который наделяется «исключительными» полномочиями;

• географические, экономические, политические факторы.

Внутренние причины – это те причины, которые зависят от конкретного человека, его жизненного и семейного опыта, психического здоровья, уровня самосознания, образования и культуры, наличия вредных привычек и образа жизни:

• копирование модели взаимоотношений родителей, увиденной в детстве, а также стресс, полученный в результате неблагоприятной обстановки в семье;

• недостаток любви в детстве может стать причиной агрессии;

• генетически заложенный тиранический характер, врожденное стремление к власти и контролю над людьми в общем и партнером, в частности;

• желание неуверенных в себе мужчин исключить возможных соперников своим тираническим поведением;

• низкая культура поведения, непонимание потребностей партера во внимании, заботе, поддержке и взаимопонимании;

• алкоголизм или наркомания одного или двоих членов семьи, когда человек, пребывав под воздействием тех или иных психотропных препаратов, вряд ли может поступать адекватно в какой-то конфликтной ситуации;

• сложное экономическое положение, которое приводит к дополнительному напряжению в семье, а также усложняет процесс ухода жертвы от насильника, если совместное проживание далее становится невыносимым;

• отклонения в психическом здоровье;

• низкий образовательный и культурный уровень;

• неудовлетворенность семейной жизнью.

Виды и признаки насилия в семье

Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву, с целью причинения физического вреда, выражающееся не только в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, но и умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение базовых потребностей: свободы, жилья, пищи, одежды и др.

Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений.

Психологическое насилие – это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим, нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т п.

Экономическое насилие – это лишение человека ресурсов, необходимых для удовлетворения его материальных потребностей. Может проявляться в запрете обучаться, работать, лишении финансовой поддержки, полном контролем над расходами.

Механизм возникновения домашнего насилия

Механизм возникновения домашнего насилия строится, как правило, с начинающегося психологического давления: Сначала идет психологическая атака. Постоянной критикой рано или поздно снижается до предельного уровня самооценка. Подрывается вера в себя. Потом закладывается чувство вины. После того, как жертва стала сомневаться в своих способностях и правильности своих действий, агрессор заставляет ее почувствовать себя ничтожеством и безмерно виноватым перед ним человеком. Подмена идеалов и слом личности. Деспот закладывает новую модель жизни. Он рассказывает, что такое хорошо, и что такое плохо. А жертва, обескураженная критикой и нападками, соглашается, потому что уже не знает, где истина. При этом агрессор старается вырвать ее из круга людей, способных отрезвить ее разум. Тем самым обеспечивает свою полную непобедимость и сохранение контроля над жертвой.

Стадии насилия в семье При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием. Если конфликт – это конструктивное разрешение спора, то домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия. Наличие паттерна — важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье.

На начальной стадии происходит нарастание напряжения в семье. Возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи. Затем происходит насильственный инцидент — вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием.

Со временем следует примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшую (-его), иногда отрицает произошедшее или убеждает пострадавшую (-его) в преувеличении событий. После этого наступает спокойный период в отношениях.

С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб. К сожалению, однажды проявившееся насилие, вероятнее всего, повторится, и не раз. В этом главное отличие домашнего насилия от обычного межличностного конфликта. Стоит ли жертвовать своей личностью и жизнью даже для горячо любимого человека? Вряд ли! Домашнее насилие приходит в семейную жизнь незаметно, а остается надолго. Оно разрушает отношения супругов и травмирует психику детей. А еще — практически все случаи морального насилия со временем заканчиваются побоями.

Алгоритм действий в случае наличия насилия в семье (пакет безопасности)

Если вы живете вместе с человеком, который применяет насилие:

— Постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п.;

— Обратите внимание на то, в каких случаях ваш партнер проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;

— Старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо труднодоступных местах;

— Выучите наизусть телефоны милиции, кризисных комнат, соседей и друзей, к которым можете обратиться, будучи в опасности;

— Храните необходимые номера телефонов и документы в легкодоступном месте на случай, если придется срочно покинуть дом;

— Всегда носите с собой мобильный телефон либо телефонную карту при его отсутствии;

— Обязательно храните в безопасном месте сумку с одеждой, лекарствами, несколькими любимыми игрушками детей и другими вещами, которые вам обязательно понадобятся в случае кризиса;

— Старайтесь всегда иметь при себе некую сумму денег на непредвиденный случай либо надежных людей (друзей, родственников), храните отложенные вами деньги у себя;

— Определитесь с местом, где может быть оказана помощь вашим детям. Это может быть кризисная комната, ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности;

— Обсудите со своими детьми поведение в момент опасности, отработайте специальные слова, которые будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом);

— Убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия. Потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);

— Спланируйте, как и на каком общественном транспорте вы доберетесь до места, где будете чувствовать себя в безопасности, либо всегда имейте при себе деньги на такси;

— Во время назревания конфликта избегайте мест в доме, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (кухни, например), и одновременно будьте близки к выходу из квартиры (дома);

— В ситуации, если к вам применят насилие, покиньте квартиру.

МЕРЫ НАКАЗАНИЯ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ предусмотрены в Республике Беларусь в соответствии с законодательством.

Против жизни и здоровья:

убийство (ст. 139 УК);

умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст. 147 УК);

умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149 УК);

истязание (ст. 154 УК);

умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (ст. 9.1 КоАП);

Против половой неприкосновенности или половой свободы:

изнасилование (ст. 166 УК);

насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);

Против личной свободы, чести и достоинства:

незаконное лишение свободы (ст. 183 УК);

угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества (ст. 186 УК);

оскорбление (ст. 9.3 КоАП);

мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП).

ЗАЩИТНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ — установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

Защитное предписание может запретить: предпринимать попытки выяснять место пребывания жертвы насилия в семье; посещать места нахождения жертвы насилия в семье, если жертва временно находится вне совместного места жительства; общаться с жертвой насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет; распоряжаться общей с жертвой насилия в семье собственностью.

Защитное предписание может предписать: временно покинуть общее с жертвой насилия в семье жилое помещение. Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1 (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия), 9.3 (оскорбление), 17.1 (мелкое хулиганство) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи.

Защитное предписаниес письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно вынесено. Терпеть и скрывать насилие в семье или же обратиться за помощью – это личный Ваш выбор, но не стоит заблуждаться и рисковать своим здоровьем и здоровьем своих близких.

Список нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по противодействию насилия в семье:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.

2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.

5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.

7. Уголовный кодекс Республики Беларусь.

8. Декрет Президента Республики Беларусь, 24 ноября 2006 г. № 18. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

9. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г., № 153–З «Об оказании психологической помощи».

10. Закон Республики Беларусь, 19 ноября 1993 г., № 2570-XII «О правах ребенка».

11. Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании» (в редакции от 13 июля 2012 г. № 427-З).

12. Закон Республики Беларусь, № 122-З от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

13. Закон Республики Беларусь, 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».

15. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания».

16. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги» (вместе с «Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания»).

17. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства внутренних дел, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, 18 июня 2008 г., № 43/210/112/121/57 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г., № 18».

18. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, 28 июля 2004 г., № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите».

Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Н.В.Мурашко

свернуть

Профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних

Проблема предотвращения всех видов насилия над детьми актуальна во всем мире. И особенно это касается сексуального насилия, относящего­ся к наиболее тяжелым психологическим травмам. Несовершеннолетние жертвы сексуального насилия редко рассказывают о случившемся, даже став взрослыми. Однако последствия могут напоминать о себе еще очень долго.

Защита сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних - сложная социально-правовая проблема. Ее решение невозможно без объ­единения усилий педагогов, психологов, правоохранительных органов и родителей. Государственная власть, общественные организации, раз­личные специалисты (юристы, криминологи, виктимологи, педагоги- психологи, педагоги социальные, учителя учреждений общего среднего образования и т. д.) достигают определенных результатов в этой сфере. Итогом становится относительная стабильность в динамике насильствен­ных сексуальных преступлений и даже некоторая тенденция к снижению их количества в последнее время, что объясняется ростом уровня профес­сионализма специалистов, совершенствованием национального законода­тельства, применением новых технологий общения с детьми и расследования совершенных преступлений.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на проблему высокого уровня латентности преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, что связано как с поведением самой жертвы, так и со сложностями до» взывания сексуальных преступлений, которые становятся предметом судебных разбирательств крайне редко. Важно и то, что помимо непосредственно сексуального насилия появляются все новые и новые разновидности психологического и духовно-нравственного наси­лия над детьми с сексуальным подтекстом.

Данные методические рекомендации направлены на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют определенные тревожные знаки, которые следует знать, и определенные правила поведе­ния, которых следует придерживаться для снижения угрозы насилия.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних обладают высокой степенью общественной опасности, в процессе их совершения происходит мощное деструктивное воздействие на потерпевших.
К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся:
- изнасилование (ст. 166 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК));
- насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);
- половое сношение и иные действия сексуального характера с ли­цом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК);
- развратные действия (ст. 169 УК);
- понуждение к действиям сексуального характера (ст. 170 УК);
- использование занятия проституцией или создание условий для за­нятия проституцией (ст. 171 УК) и др.
В Республике Беларусь принят ряд документов, направленных на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних. Среди них:
Конституция Республики Беларусь;
Гражданский кодекс Республики Беларусь;
Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;
Уголовный кодекс Республики Беларусь;
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153-3;
Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилак­тике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-3;
Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-3;
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-ХП;
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 25 октября 2000 г. № 440-3;
Закон Республики Беларусь «О единой государственной системе ре­гистрации и учета правонарушений» от 9 января 2006 г. № 94-3;
Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граж­дан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» от 4 января 2010 г. № 104-3;
Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. № 395-3;
Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 но­ября 2006 г. № 18 и др.
Нормативно-правовая база является основой профилактики насилия над детьми в Республике Беларусь. Государство обеспечивает неприкос­новенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуаль­ных домогательств, в том числе со стороны родителей.
При этом под сексуальным насилием над ребенком понимается вовле­чение ребенка в сексуальный контакт с взрослым в любой форме (сексу­ально окрашенные прикосновения, орально-генитальная стимуляция, кои- гус и т. п.). Даже при отсутствии угрозы или явного насилия такой кон- тгтг все равно признается принудительным и незаконным, поскольку счи­тается, что ребенок недостаточно зрел, чтобы предоставить информиро­ванное согласие на участие в сексуальном взаимодействии.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
- не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
- может не осознавать значение сексуальных действий в силу функ­циональной незрелости;
- не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.
Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального наси­лия в отношении детей.
К контактному насилию специалистами относятся следующие дей­ствия:
- половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, оральным или анальным способом;
- мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон тела ребенка;
- введение различных предметов во влагалище или анус;
- мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого.
К неконтактному сексуальному насилию ребенка относятся:
- демонстрация эротических и порнофафических материалов;
- совершение полового акта в присутствии ребенка;
- демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);
- подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка.
На практике непросто отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями опре­деляются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нор­мальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувство­вать), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать «Нет!».
Кроме того, следует сказать, что в обществе бытуют мифы, представ­ляющие собой попытку, часто неосознанную, искажения причин и последствий сексуального насилия над несовершеннолетними.
Миф I. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста.
Это неверно. Сексуальное насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый возраст — 9 лет.
Миф 2. Сексуальное насилие совершается только над девочками.
Девочки чаще становятся жертвами сексуального насилия. Но маль­чики также подвергаются насилию со стороны взрослых. Чаще это случа­ется вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совраще­ния малолетних.
Миф 3. Сексуальное насилие случается только один раз.
Сексуальное насилие над детьми - это длительный процесс, в кото­ром эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Миф 4. Дети соблазняют взрослых.
Дети не обладают необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осозна­ет, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.
Миф 5. Только половой акт наносит ущерб ребенку.
Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Подвергаясь насилию со стороны взрослого, ребенок переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрос­лые перестают быть эталонами для подражания, что приводит в дальней­шем к трудностям в развитии ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, ис­пытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости, бессмысленности и бессилия.
Миф 6. Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.
Можно говорить о ведущей роли мужчин в сексуальном насилии, но не следует отрицать участие женщин.
Миф 7. Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми.
Только небольшой процент сексуального насилия над детьми совер­шается вне стен дома. Насильниками могут выступать родственники (ро­дители, дяди и тети, братья и сестры, дедушки и бабушки), хорошо знако­мые ребенку люди (друзья родных, соседи, гувернеры, приходящие репе­титоры, няни, различные помощники по дому) [8].
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где
- патриархально-авторитарный уклад;
- плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
- конфликтные отношения между родителями;
- мать ребенка чрезмерно занята на работе;
- ребенок долгое время жил без родного отца;
- вместо родного отца отчим или сожитель матери;
- мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т. п. [9].
Однако не стоит думать, что сексуальное насилие происходит только в неблагополучных семьях.
К лицам группы риска, склонным совершать сексуальные преступле­ния, могут также относиться:
- лица, в семье которых имеются душевнобольные либо родители, страдающие алкоголизмом или наркоманией;
- подростки, воспитывающиеся без надзора, употребляющие алко­голь и наркотики;
- лица, совершавшие в детстве или в раннем подростковом возрасте сексуальные проступки;
- лица с аномалиями психики и педагогически запущенные дети;
- лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным действиям;
- лица, совершавшие попытки самоубийства по сексуальным мотивам;
- лица, склонные к насильственным действиям, обнаруживающим некоторые сексуальные черты;
- лица, ранее привлекавшиеся к ответственности за правонарушения сексуального характера.

ПРИЗНАКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Последствия сексуального насилия могут проявляться в различных симптомах. Работники учреждений образования должны обращать внима­ние на особенности поведения и внешности ребенка, которые могут сви­детельствовать о сексуальном насилии по отношении к нему.

Физические признаки обычно указывают на то, каким об­разом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия:

- оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; отказ от еды (анорексия) либо пере­едание (булимия);

- анальные симптомы: разрывы и выпадения прямой кишки, покрас­нение ануса, варикозные изменения, запоры;

- вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расшире­ние влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие ин­фекции.

Также физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

- гематомы (синяки) в области половых органов и/или анального от­верстия;

- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов и/или анального отверстия;

- повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части жи­вота, бедер;

- жалобы на боль и зуд в области гениталий, живота;

- боль, ощущаемая ребенком при сидении и ходьбе;

- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; - недержание мочи; - рвота;

- потеря сознания;

- болезни, передающиеся половым путем;

- ранняя неожиданная беременность.

Признаками сексуального насилия являются:

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;

- инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспус­кательном канале.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют физических следов.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют реализации личности в будущем.

Изменения в проявлении сексуальности ребенка:

- не соответствующая возрасту осведомленность в сексуальных от­ношениях, большой интерес к ним (сексуальная озабоченность);

- сексуальные действия, направленные на самих себя (аутосексуаль­ные действия);

- демонстрация интимных частей тела;

- мастурбация;

- необычная сексуальная активность по отношению к сверстникам;

- чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;

- имитация полового акта с характерными стонами и движениями;

- соблазняющее поведение отношению к противоположному полу;

- сексуальные действия с другими детьми;

- необычная сексуальная активность по отношению к взрослым:

- трение половыми органами о тело взрослого;

- завлекающее поведение по отношению к взрослым.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

- постоянное возбуждение, истерические симптомы;

- стремление куда-то бежать, спрятаться;

- быстрая потеря самоконтроля;

- нервные срывы, истерики;

- вспышки агрессивности;

- депрессивные симптомы;

- замкнутость, заторможенность, подавленность, изоляция, уход в себя;

- задумчивость, отстраненность, внешнее безразличие;

- переживание тоски, грусти, неспособность проявлять радость;

- проявление агрессивности и враждебности по отношению к дру­гим людям, животным, предметам, не свойственное ребенку ранее;

- непристойные выражения;

- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

- терроризирование младших детей и сверстников;

- жестокость по отношению к игрушкам;

- самоагрессия - причинение травм и увечий самому себе;

- курение, употребление алкоголя, наркотиков;

- побеги из дома, прогулы школы;

- проституция;

- попытки совершить суицид или желание это сделать;

- возникшие трудности в общении с ровесниками - нежелание принимать участие в подвижных играх со сверстниками;

- отказ от общения с прежними друзьями или отсутствие друзей свое­го возраста;

- отчуждение от братьев и сестер.

Поведенческие изменения:

- возврат к детскому, инфантильному поведению;

- наоборот, слишком «взрослое» поведение.

Изменения в отношении к собственной внешности:

- утрата гигиенических навыков, равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой;

- наоборот, навязчивое мытье (желание «отмыться»);

- крайняя настороженность, подозрительность;

- амбивалентные чувства ребенка к взрослым и событиям («Я не знаю, как к этому относиться...»);

- рассказы о случившемся в третьем лице («Я знаю одну девочку...»).

Изменения мотивации ребенка, социальные признаки:

-виктимность (жертвенность) ребенка: неспособность защитить себя, несопротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

- навязчивая зависимость;

- чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным слу­чаям.

Неожиданные, резкие перемены к:

- конкретному человеку («Я ненавижу дядю Петю»);

- месту («Я не могу ездить в лифте»);

- любимым занятиям («Я никогда больше не пойду на футбол»).

Изменение отношения к школе и учебной деятельности:

- резкое изменение в успеваемости (в лучшую или худшую сторону);

- пропуски отдельных уроков, прогулы школы, отказ и уклонение от обучения.

Изменение отношения к семье:

- принятие на себя родительской роли в семье (приготовление еды, стирка, уборка, уход за младшими детьми и их воспитание);

- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

- снижение самооценки: обесценивание собственной личности, недовольство собой, презре­ние, чувство собственной неполноценности;

- чувство униженности, состояние чрезвычайной уязвимости, ощуще­ние вторжения в «интимную» зону;

- маскировка самооценки с течением времени низкой фантазией все­могущества («Я могу заставить его сделать все!»);

- жажда победы и самоутверждения любой ценой;

- вина, стыд, чувство собственной испорченности - чувство собственной неполноценности, убежденность в том, что ты хуже всех;

- восприятие себя как уродливого, беспомощного, одинокого, никому не нужного и ни на что не способного;

- синдром «испорченного товара» (ребенок ощущает себя непривле­кательным);

- в отношении собственных переживаний, когда у ребенка в период домогательства возникают приятные сексуальные фантазии и сексуальные чувства (возникновение так называемого «клейма инцеста»).

Появление невротических и психосоматических симптомов:

- навязчивые страхи, тревога: боязнь остаться в помещении наедине с определенным человеком;

- боязнь раздеться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или снять нижнее белье во время ме­дицинского осмотра);

- сопротивление тактильным контактам: нежелание, чтобы целовали, обнимали, нежелание, чтобы дотрагивался определенный человек;

- боли (головная боль, боли в области живота и сердца);

- нарушения сна (страх перед отходом ко сну, ночные кошмары, бес­сонница);

- боязнь телесных повреждении;

- резкая потеря веса на фоне нарушения аппетита или, наоборот, ожирение;

- тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала). Необходимо учитывать, что ре­бенок может не осознавать факта насилия в силу своего возраста или дру­гих причин. Чрезвычайно важно понимать, что дети не обладают доста­точным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Возможна первичная и вторичная профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Первичная профилактика включает меры, направленные на обеспе­чение условий для нормального и разностороннего развития личности, со­здания безопасной и комфортной микросреды:

- своевременное оказание помощи семьям группы риска;

- профилактика алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних;

- правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях.

На этапе первичной профилактики в детских учре­ждениях проводятся следующие мероприятия:

- разъяснительные беседы с детьми, направленные на выработку у них стратегий деятельности в ситуациях, угрожающих жизни;

- предупреждение противоправных действий окружающих:

- информирование детей о недопустимости открывать дверь квартиры чужим людям, входить с ними в подъезд и лифт, садиться в автомобиль к незнакомцам, знакомиться на улице, принимать подарки от незнакомых людей;

- проведение тренингов по формированию навыков безопасного пове­дения.​​​​

Все это приводит к снижению вероятности проявления актов насилия в общественных местах (дискотеках, кафе и пр.), учебных заведениях и т. д.

Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло- педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных по­пыток и вторичной виктимизации. Последняя часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв из­насилований, в силу чего возможны повторные посягательства на поло­вую неприкосновенность.

Профилактическая работа должна проводиться в двух взаимосвязан­ных направлениях: работа с детьми и работа с родителями. Следует помнить, что ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо ска­зать «Нет!», рассказать тому, кто в состоянии помочь. Эти навыки жизненно важны для каждого ребенка, их следует динамично прививать ему для ис­пользования их в любой ситуации, угрожающей его безопасности.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЕТЯМ

Правило пяти «Нельзя!»:

- Нельзя разговаривать с незнакомцами и впускать их в квартиру.

- Нельзя заходить с незнакомцем в лифт и подъезд.

- Нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам.

- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки или угощения и соглашаться на их предложение пойти с ними даже, если очень интересно.

- Нельзя задерживаться на улице после школы, особенно с наступ­лением темноты.

А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или подне­сти сумку, проводить к магазину? Все равно скажи «НЕТ!».

Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уго­воры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае никуда не провожать. Но как быть, если взрослый очень настойчив? Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!». Ответ один - «НЕТ!». Придя домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

- Научите детей не знакомиться на улице с посторонними людьми.

- Не позволяйте детям говорить незнакомым людям свой домашний адрес и телефон.

- Ваш ребенок должен знать, что входная дверь должна быть всегда закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если это почтальон, милиционер, водопроводчик.

- Самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, является фраза, что мама и папа заняты. Не следует говорить звоня­щему, что родителей нет дома. Так же ребенку следует вести себя в слу­чае, если в тот момент, когда он остался дома один, кто-то звонит в дверь.

- Поместите рядом с телефонным аппаратом номера ваших телефо­нов, телефонов экстренных служб (или внесите телефонные номера в базу данных телефона).

- Ваш ребенок должен знать) кому из друзей и соседей он может по­звонить в отсутствие родителей или других (хорошо знакомых) взрослых, если он испугается или окажется в критической ситуации.

- Выучите с ребенком ваши телефонные номера.

- Научите ребенка говорить «нет» любому взрослому, почувствовав исходящую от него опасность.

- Научите своего ребенка громко кричать: «Это не моя мама!» (или «Это не мой папа!»), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.

- Придумайте вместе с ребенком «пароль безопасности» - легко за­поминающееся кодовое слово, которое несовершеннолетний будет ис­пользовать в качестве сигнала, если он оказался в опасности и нуждается в помощи и пр.

- Не позволяйте детям гулять в не предназначенных для этого местах (на стройках, свалках и др.).

- Не позволяйте детям далеко уходить от дома.

- Не отпускайте детей гулять в отдаленные места без сопровождения взрослого и хорошо знакомого вам человека.

- Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада, школы, кружка. Если ребенка забирает кто-то другой, заранее предупредите об этом вос­питателя или учителя.

- Научите ребенка никогда не садиться в машину к незнакомому чело­веку и никуда не уходить с ним, если тот не знает «пароль безопасности».

- Убедите ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок.

- Не позволяйте детям подбирать предметы и игрушки на улице или брать их у чужих людей. Также не разрешайте принимать от незнакомцев сладости.

- Если Ваш ребенок регулярно ходит в определенные места (в школу, магазин, кружок, спортивную секцию и др.), определите с ним наиболее безопасный маршрут.

- Даже если Вы живете в своем районе не первый год, регулярно об­ходите окрестные дворы и смотрите, где гуляют ваши дети и чем они там занимаются. Интересуйтесь у своего ребенка, в каком именно месте он гу­ляет, и периодически проверяйте, что он находится именно там.

- Не стесняйтесь требовать от структур, обслуживающих территории района, где Вы живете, обеспечения безопасности детей. В вечернее время суток во дворах не должно быть «темных углов». Территория должна быть хорошо освещена. Если детская площадка имеет ограждение, в нем должны быть две калитки, чтобы у ребенка всегда была дополнительная возможность покинуть площадку в случае возникновения опасности.

- Не стесняйтесь знакомиться с родителями друзей и знакомых ва­ших детей. Это следует делать всегда, даже если это Вам по какой-то при­чине неприятно. Обменяйтесь с ними телефонными номерами. Всегда держите под рукой эти номера и номера ближайшего отделения милиции.

- Если ребенок еще мал, но у него уже есть мобильный телефон, пе­риодически проверяйте сохраненные в телефоне SMS-сообщения, а также его записную книжку на предмет появления в ней подозрительных кон­тактов и записей. Поинтересуйтесь у мобильного оператора, который об­служивает телефонный номер Вашего ребенка, о наличии у него услуги «определение местоположения абонента». Если такая услуга есть, подключите к ней мобильный телефон ребенка. Заблокируйте все ненужные приложения.

- Если Вы отдаете ребенка в какое-либо детское учреждение (кру­жок, секцию и пр.), не стесняйтесь поинтересоваться у руководителя, кто будет работать с детьми. Также разговаривайте с ребенком о его педаго­гах. Если ребенок не сможет внятно описать свое отношение к педагогу или вообще не захочет разговаривать на эту тему, обсудите этот вопрос с родителями других детей, посещающих данный кружок или секцию.

- Особенное внимание уделяйте этим вопросам при отъезде детей в летние лагеря отдыха. Выясняйте у детей не только, чем они занимаются в течение дня, но и как именно это происходит.

- Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а име­ющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен.

При этом нельзя:

- прививать ребенку страх перед сексуальностью;

- вести себя так, чтобы ребенок начал бояться взрослых, видя в каж­дом из них потенциальную опасность.

Подготовил: педагог-психолог С.В.Лазарева

Источник: Методические рекомендации по профилактике преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних / сост. : И. В. Ботяновская, Н. И. Кашкан ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования». – Минск : Мин. обл. ин-т развития образования, 2016. – 32 с.

свернуть

Формы устройства ребенка в семью

Приоритетными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Беларусь являются защита их прав и интересов, полноценная реабилитация, социализация и успешная интеграция в общество. В качестве одной из мер, позволяющих реализовать государственную политику, выступает развитие института замещающих семей. Отечественный и мировой опыт убедительно показывает, что гарантии благополучного будущего ребенка-сироты, высшего в семье, значительно выше, чем воспитанного в учреждении.

В Республике Беларусь в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье существуют разные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

  • Усыновление (удочерение). Утверждается решением суда по месту нахождения ребенка. Ребенок становится полноправным членом семьи. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения.
    Тайна усыновления охраняется законом. Государство не оказывает никакой помощи и не участвует в жизни семьи после усыновления, за исключением общедоступных форм социальной поддержки (послеродовой отпуск и пр.).

  • Опекунство (попечительство). Устанавливается решением органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несет полную ответственность за ребенка, однако формально права опекуна отличаются от родительских: биологические родители имеют право навещать ребенка, подопечный ребенок может быть усыновлен третьими лицами либо возвращен родителям, опекун не вправе присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения. Труд опекуна не оплачивается, однако опекун получает ежемесячные выплаты на содержание ребенка. При необходимости по исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё. Органы опеки регулярно контролируют условиями содержания, воспитания и образования ребенка.

  • Приемная семья. Cоздается на основании договора между приемными родителями и органами опеки по месту нахождения ребенка.
    Обычно в приемную семью передают детей, которых юридически невозможно передать на усыновление. Биологические родители имеют право навещать ребёнка, ребенок может быть изъят из приемной семьи, усыновлен третьими лицами. В приемной семье один или оба родителя наделены полномочиями опекунов ребенка вплоть до его совершеннолетия, получают пособие на его содержание, зарплату за его воспитание и не состоят с ним в алиментных отношениях.

  • Патронат. Устанавливается на основании договора между патронатным воспитателем и патронатной службой воспитательного учреждения. Воспитатель принимается в штат воспитательного учреждения. Под патронат передаются дети, которым временно требуется заменяющая семья. Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя, передан на усыновление, возвращен биологическим родителям. Общение ребенка с биологическими родственниками, как правило, обязательно. В патронатной семье один из родителей имеет статус патронатного воспитателя, является сотрудников учреждения для детей-сирот, на время пребывания ребенка в семье разделяет ответственность за его воспитание с опекуном, которым остается директор детского учреждения; патронатный воспитатель получает пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание.

  • Наставничество (гостевой режим, или режим «выходного дня»). Устанавливается на основе личной договоренности с администрацией детского дома. На гостевой или режим “выходного дня” традиционно отдают детей начиная с 6-7 лет. Гостевой может быть как прелюдией к оформлению опеки, если кандидат уже получил направление на посещение, но так и не смог принять решение за отведенные 10 дней, так и как способ позволить детям получить хоть какой-то опыт жизни в семье, если шансы на постоянное устройство у них – в силу возраста или состояния здоровья – невелики. Семьи, принимающие ребенка на гостевой режим, не получают никаких выплат, кроме – иногда – продуктов по нормам питания для воспитанников детдома, что является скорее инициативой администрации, чем законным правом.

Разнообразие форм семейного устройства детей-сирот позволяет максимально учитывать специфичность жизненной ситуации конкретного ребенка при определении его дальнейшего жизнеустройства.

Следует сказать, что правовая база, регламентирующая деятельность по защите детей-сирот в Республике Беларусь, является достаточно разработанной. Ее составляют ряд законов, постановлений и других нормативных актов:
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»
Закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь»
Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье
Декрет Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
Положение о порядке организации работы по установлению опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Положение о приемных родителях и др.

Приоритет семейного устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, изменил существующую ранее ситуацию с воспитанием этой категории детей. 

В последние годы стали активно развиваться новые формы устройства сирот на воспитание в “профессиональные” семьи, т.е.приемные и детский дом семейного типа. В настоящее время 10,7 тыс. детей находятся на воспитании в опекунских семьях, около 6,4 тыс. из них – в приемных семьях, более одной тысячи – в детских домах семейного типа и детских деревнях.

Самый лучший и наиболее соответствующий интересам ребенка способ устройства сирот на воспитание – усыновление. В семьях граждан Беларуси воспитываются около 6,3 тыс. усыновленных детей, теперь уже бывших сирот. 

Органы охраны детства оказывают комплексную помощь семьям, принявшим на воспитание детей-сирот, ведут контроль за условиями их жизни в семьях.  Кроме того, им компенсируются расходы на коммунальные и бытовые услуги в расчете на каждого ребенка-сироту. Дополнительная материальная поддержка семьям, воспитывающим детей-сирот, оказывается общественными благотворительными фондами и организациями – областными отделениями Белорусского детского фонда, общественного объединения «Красный крест» и другими.

В статье использованы материалы:
Министерства образования Республики Беларусь
Белорусского телеграфного агентства www.belta.by

http://dadomu.by/

http://nacedu.by/formy-semejnogo-ustrojstva

http://nacedu.by/formy-semejnogo-ustrojstva/zameshhayushhaya-semya/patronatnoe-vospitanie

свернуть

Защита прав и законных интересов воспитанников

Декрет Президента Республики Беларусь от 24.111.2006 №18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях"

http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=Pd0600018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 10.01.2019 №22

"О признании детей находящимися в социально опасном положении"

http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21900022&p1=1

Закон Республики Беларусь "О правах ребёнка"

http://pravo.by/document/?guid=3961&p0=V19302570

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Hk0600194

свернуть