Методический кабинет
Методические рекомендации по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Основная документация воспитателя дошкольного образования
-
План реализации образовательного процесса с воспитанниками.
-
Протоколы родительских собраний.
-
Табель учета ежедневной посещаемости воспитанниками учреждения дошкольного образования.
-
Сведения о родителях и воспитанниках.
-
Схема рассадки воспитанников группы во время организации режимных моментов и образовательного процесса.
Проектирование предметно-пространственной среды для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста (учебно-методическое пособие Е.В.Савко)
Рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребёнка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать её взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребёнка с природой безопасным для ребёнка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования.
Возможные варианты работы на тропе:
- проведение занятий, сезонных экскурсий
- мини-субботники
- исследования на тропе:
- фенологические наблюдения за растениями в природе (по сезонам) развешивание кормушек
- наблюдения за перелётными и зимующими птицами (по сезонам) оформление гербария
- фотографирование
- рисунки, плакаты, поделки
- сбор природного поделочного материала (шишки, жёлуди, листья…)
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:
- экологические беседы;
- наблюдения в природе;
- уроки доброты;
- целевые прогулки;
- познавательные вечера;
- решение экологических ситуативных задач;
- чтение художественной литературы;
- детские проекты;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- труд в природе;
- «Красная книга природы»;
- «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений); выставки и экспозиции;
- экологические сказки.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:
- взросло-детские проекты;
- изготовление поделок, рисунков;
- субботники по облагораживанию территории детского сада;
- участие в конкурсах;
- фотовыставки;
- изготовление экологической газеты.
Как подготовить занятие (рекомендации)
- Определение темы и ведущих понятий
- Четко определить и сформулировать тему.
- Определить место темы в учебном плане.
- Определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие.
- Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях
- Определение целей и задач
Определить целевую установку занятия – для себя и для детей, понять, зачем данное занятие вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию занятия.
III. Планирование учебного материала
- Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
- Подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала,
- воспроизведение, применение знаний, умений и представления детей) в знакомой и не знакомой ситуации,
- творческий подход к заданию.
- Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
- подводящие детей к воспроизведению материала,
- способствующие осмыслению материала,
- способствующие закреплению материала.
- Продумывание «изюминки» занятия. Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для первой младшей или старшей группы. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
- Группировка отобранного материала. Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности. Главное при группировке – умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.
- Планирование контроля за деятельностью детей.
Продумать:
- что контролировать,
- как контролировать,
- как использовать результаты контроля. Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.
VII. Подготовка оборудования.
Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает.
Обучение детей дошкольного возраста не ограничивается занятиями, большую информацию дети получают вне их и педагогу важно продумать задачи и способы организации обучения в свободной деятельности детей.
Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Н.В.Мурашко
Источники:
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».
- Учебная программа дошкольного образования с русским языком обучения воспитания, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь 04.08.2022 № 229.
- https://tomashovka-du.roobrest.gov.by/
Организация белорусского уголка в группах учреждения дошкольного образования
Содержание белорусских уголков (уголков по патриотическому воспитанию) должно соответствовать задачам, решаемым по данной теме в каждой возрастной группе учреждения дошкольного образования.
Согласно содержанию учебной программы дошкольного образования (образовательная область «Ребенок и общество»):
Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о близком окружении (помещениях группы, дошкольного учреждения, участке учреждения дошкольного образования, о труде работников учреждения дошкольного образования), о своей малой родине (городе, деревне), формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и
государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломы, льна, лозы).
В уголке следует разместить:
альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город
(деревня)»;
родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок);
иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в
разное время года, деревьев, цветов, характерных для Беларуси;
кукол (мальчик и девочка) в национальном костюме;
предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые
изделия: скатерти, полотенца; керамика: миски, вазы; изделия из соломы, льна,
лозы; белорусские народные игрушки (свистульки));
книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
иллюстрации, фотографии с изображением народных и
государственных праздников.
В средней группе у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о столице Беларуси – Минске, о своем городе, улице; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; белорусских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
В уголке национальной символики должны быть:
государственная символика (флаг, герб, текст гимна);
портрет Президента Республики Беларусь.
В белорусском уголке следует разместить:
альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»,
«Минск – столица Беларуси»;
родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок,
брат, сестра, тетя, дядя);
иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в
разное время года, деревьев, цветов, характерных для Беларуси;
кукол (мальчик и девочка) в национальном костюме;
предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые
изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчикиспорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна,
лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из
дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.;
белорусские народные игрушки (свистульки));
иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных
зданий родного города (поселка, деревни);
книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
иллюстрации, фотографии с изображением народных и
государственных праздников.
В старшей группе формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, села, столицы республики, историей города; с географическим расположением Беларуси, с какими государствами она граничит. Закрепляют представления о столице нашей Родины, о флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, произведениями фольклора, произведениями белорусских писателей и т.д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства, о современной архитектуре.
В уголок национальной символики размещается:
государственная символика (флаг, герб, текст гимна);
портрет Президента Республики Беларусь;
карта страны, глобус.
В белорусском уголке следует разместить:
кукол в национальных костюмах;
альбомы с архитектурными памятниками Беларуси, заповедниками;
альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники»
(Ф.Скорина, Е.Полоцкая, писателей, поэтов, художников и др.), «День Победы»
и др.;
предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые
изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчикиспорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна,
лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из
дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.;
белорусские народные игрушки (свистульки));
иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных
зданий родного города (поселка, деревни);
книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
иллюстрации, фотографии с изображением народных и
государственных праздников;
различная познавательная и художественная литература;
альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»,
«Минск – столица Беларуси»; макеты города (поселка, деревни), детского сада;
иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в
разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
родословные древа детей.
Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Н.В.Мурашко
Источник: Учебная программа дошкольного образования. - Минск: Нац. ин-т образования, 2023
Полезные ссылки
Примерный перечень пособий и материалов в микрокабинете воспитателя
1. Нормативные правовые и инструктивно-методические документы, регулирующие деятельность учреждения дошкольного образования.
2. Литература (для своей возрастной группы): методическая; детская; картотека на имеющуюся литературу.
Литература должна размещаться в соответствии с образовательными областями, должна быть рекомендована к использованию Министерством образования Республики Беларусь или НИО.
3. Методический материал (для своей возрастной группы): конспекты занятий; сценарии праздников, развлечений, игровых комплексов, игр и т.п. по образовательным областям; наглядные учебные пособия для педагогов; учебные пособия для воспитанников; рекомендации, памятки.
4. Картотеки: дидактических игр; подвижных игр; театральных игр; пальчиковой гимнастики; физкультминуток и т.п.
5. Дидактические, наглядно-дидактические, раздаточные, демонстрационные материалы (для организации занятий по реализации задач по всем разделам учебной программы дошкольного образования).
6. Материалы для организации занятий по изобразительной деятельности (отдельно размещаются материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, детского дизайна, ознакомления с произведениями изобразительного искусства): материалы и оборудование для занятий; образцы работ.
7. Материалы по организации взаимодействия с родителями: тексты консультаций, сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров; образцы анкет; материалы анкетирования и т.д.
8. Материалы периодической печати.
9. Материалы самообразования педагога.
Для систематизации материалов необходимо иметь паспорт (номенклатуру) микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения. Также рекомендуется иметь план развития микрокабинета.
Примерное содержание микрокабинета руководителя физического воспитания
- Нормативные правовые документы, инструктивно-методические письма, регламентирующие деятельность руководителя физического воспитания.
- Научно-методическая литература (для разных возрастных групп). Картотека на имеющуюся литературу – аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания МО РБ, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.
Литература должна быть утверждена либо рекомендована к использованию Министерством образования Республики Беларусь или Национальным институтом образования.
- Методический материал (для разных возрастных групп): конспекты занятий по образовательной области «Физическая культура»; разработки игровых комплексов по образовательной области «Физическая культура»; сценарии мероприятий активного отдыха (физкультурных досугов, физкультурных праздников, дней здоровья); разработки спортландий, развлечений спортивной направленности; подборки комплексов утренней гимнастики, дыхательных упражнений, упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки; рекомендации, памятки по проведению различных форм отдыха воспитанников; подборки загадок, считалок и т.д.
- Картотеки: подвижных игр; белорусских народных игр; дыхательной гимнастики; подвижных игр и физических упражнений на прогулке; спортивных игр; игровых упражнений спортивной направленности и т.д.
- Материалы по организации работы с педагогами: тексты консультаций, бесед; сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов; памятки, буклеты, информационные материалы, рекомендации и т.д.
- Материалы по организации взаимодействия с родителями: тексты консультаций, бесед; разработки совместных мероприятий активного отдыха; сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов; советы родителям по организации физического воспитания дошкольников; образцы анкет; итоговые материалы проведенного анкетирования; памятки, буклеты, материалы папок-передвижек и т.д.
- Нетрадиционное физкультурное оборудование для проведения занятий и мероприятий активного отдыха, индивидуальной работы с воспитанниками.
- Материалы периодической печати (научно-методические журналы, газеты).
- Материалы самообразования педагога.
Для систематизации материалов необходимо составить паспорт микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения. Также рекомендуется иметь план развития микрокабинета.
Содержание микрокабинета музыкального руководителя
- Нормативные правовые документы, инструктивно-методические письма, регулирующие деятельность музыкального руководителя.
- Научно-методическая литература (для разных возрастных групп), аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания МО РБ, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.
Литература должна быть утверждена либо рекомендована к использованию Министерством образования Республики Беларусь или Национальным институтом образования.
- Методический материал (для разных возрастных групп): конспекты занятий по образовательной области «Музыкальное искусство»; разработки игровых комплексов по образовательной области «Музыкальное искусство»; сценарии музыкальных мероприятий (праздников, развлечений); нотные наборы песен, музыкальных произведений, игр, плясок; рекомендации, памятки по проведению различных форм музыкального воспитания с дошкольниками и т.д.
- Картотеки музыкально-дидактических игр; сюжетных дидактических игр; сюжетных музыкальных игр; музыкальных упражнений и т.д.
- Материалы для организации занятий по образовательной области «Музыкальное искусство»: записи программных произведений классической и современной музыки; игрушки и наглядные пособия по музыкальному воспитанию; портреты композиторов; картинки с изображением музыкальных инструментов; иллюстрации разных инструментальных составов; медальоны для драматизации песен; разные виды театров (театр рукавичек, брошек, театр на ложках, театр на коробочках и др.); карточки-модели ритмоинтонаций, эмоциональные открытки и др.
- Материалы по организации работы с педагогами: тексты консультаций, бесед; сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов; памятки, буклеты, информационные материалы, рекомендации и т.д.
- Материалы по организации взаимодействия с родителями: тексты консультаций, бесед; разработки совместных музыкальных мероприятий; сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов; советы родителям по организации музыкального воспитания дошкольников и др.; образцы анкет; итоговые материалы проведенного анкетирования; памятки, буклеты, материалы папок-передвижек и т.д.
- Музыкальные инструменты из нетрадиционного материала для проведения занятий и музыкальных мероприятий, индивидуальной работы с воспитанниками.
- Материалы периодической печати (научно-методические журналы, газеты).
- Материалы самообразования педагога.
Для систематизации материалов необходимо составить паспорт микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения. Также рекомендуется иметь план развития микрокабинета.
Самообразование
САМООБРАЗОВАНИЕ - осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми дошкольного возраста.
Воспитатели дошкольного образования относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования.
Основные направления самообразования
- ознакомление с новыми нормативными правовыми документами;
- изучение научно-методической литературы;
- изучение актуальных достижений педагогической науки;
- ознакомление с современными педагогическими технологиями и методиками;
- ознакомление с передовым педагогическим опытом.
Темы по самообразованию
Тему по самообразованию может предложить заместитель заведующего по основной деятельности, а можно выбрать её самому.
Выбирать тему самообразования можно:
- каждый учебный год новая тема,
- обширная тема на несколько лет.
Тема по самообразованию должна быть нужной и перспективной в сфере дошкольного образования. Целесообразно выбирать тематику с учётом педагогического опыта, стажа.
Молодые специалисты:
- индивидуальный подход в образовательном процессе,
- планирование образовательного процесса,
- организация работы с семьями воспитанников.
Воспитателям с опытом работы более 5 лет:
- современные методики и технологии в дошкольном образовании,
- современные формы работы с семьями воспитанников.
Для опытных мастеров:
- практика наставничества и помощи молодым специалистам,
- исследовательская работа, основанная на педагогическом опыте.
Советы педагогам,занимающимся самообразованием.
- Изучая вопрос, исследуйте несколько источников. Такой метод научит вырабатывать своё мнение.
- Учитесь работать с каталогами. Это сохранит вам время!
- Научитесь работать с информацией, собирать, накапливать. Это пригодится вам для участия в педагогическом совете, семинаре, семинаре-практикуме.
- Будьте открыты к инновациям в образовательном процессе. Создавайте свои компьютерные презентации и видео проекты.
- Делитесь опытом с коллегами!
Формы представления результатов самообразования:
- Доклад на педагогическом совете.
- Консультация
- Выступление на семинаре, семинаре-практикуме
- Проведение открытого занятия
- Творческий отчёт